Реакторная установка БН-350 — объект особого значения в истории казахстанской энергетики. Сегодня она находится на этапе вывода из эксплуатации, и руководит этим сложным процессом опытный специалист, чья карьера охватывает науку, промышленность и государственное управление.
Мы побеседовали с директором установки Маратом Николаевичем Молдагуловым, чтобы узнать о его профессиональном пути, вызовах атомной отрасли и будущем ядерной энергетики в Казахстане.
- Марат Николаевич, благодарим вас за согласие дать интервью. Предлагаем начать с самого начала: как и почему была выбрана профессия химика? Где проходили обучение и с чего началась профессиональная деятельность?
Выбор профессии во многом определили мои родители - их воспитание и советы помогли мне найти свое место в жизни и чувствовать себя уверенно в любых коллективах, где доводилось работать. Важную роль сыграли и школа с учителями, которые привили нам такие важные качества, как усидчивость, пунктуальность и ответственность - то, что нужно каждому подростку вне зависимости от времени и обстоятельств.
В 1982 году я поступил на химический факультет Казахского государственного университета (КазГУ). После первого курса был призван в ряды Советской Армии, в годы нашей юности не принято было «отмазываться» от службы. Отмечу без бравады и бахвальства, прошел очень хорошую солдатскую школу в Группе советских войск в Германии. После демобилизации вернулся к учебе и окончил университет в 1990 году.
- Вы являетесь кандидатом химических наук. Где и когда была защищена кандидатская диссертация, и какой теме она была посвящена?
После окончания университета меня направили на работу - тогда это была отличная система трудоустройства для выпускников. Я начал свою карьеру лаборантом в лаборатории ионообменных смол (ЛИОС) Института химических наук имени А. Бектурова (ИХН).
Со временем, по результатам аттестации, я стал сначала старшим лаборантом, затем инженером второй и первой категории, ведущим инженером. Когда меня утвердили в должности младшего научного сотрудника, учёный совет Института закрепил за мной тему исследований: «Полимерные краун-эфиры: способы получения и свойства». Мне повезло - я занялся новой темой, почти не изученной на тот момент. Это были краун-эфиры - особые соединения, открытые только в 1967 году. Я разработал способы получения их новых вариантов и изучил, как они взаимодействуют с ионами разных металлов.
В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по своей теме. В то время наука Казахстана начала активно интегрироваться в мировую научную среду, и вместе с научной степенью кандидата химических наук, мне присудили международную степень - доктор философии (PhD). А дальше все пошло своим чередом: стал научным сотрудником, затем старшим. Тема исследований расширялась, приходили новые коллеги и аспиранты. Мы опубликовали более сорока научных статей, получили патенты на методы синтеза и получения и применения азот- и серусодержащих краун-эфиров.
- Известно, что ваш профессиональный путь был разнообразным и насыщенным. Вам довелось работать в разных сферах. Как произошёл переход от научной работы к работе на производственном предприятии?
Будучи старшим научным сотрудником в ЛИОС ИХН, я получил приглашение от руководства Павлодарского Химпрома стать научным консультантом. Это было в конце 90-х, в разгар тяжёлого кризиса. Основные производственные линии комбината остановились, что привело не только к упадку самого производства, но и к жестким экологическим последствиям.
С 1975 по 1993 годы на Химпроме производили хлор и каустическую соду методом электролиза с ртутным катодом. Из-за устаревшей технологии произошло загрязнение территории - более 900 тонн ртути и ее соединений попало в почву, стены и полы корпуса электролиза. Были начаты экстренные работы по очистке: построили защитный барьер, установили систему мониторинга почвы, воды и воздуха. Позже комбинат разделили на два предприятия, и я стал главным инженером Павлодарского химического завода, где отвечал за производство и экологическую безопасность. Работы было много, ответственность большая. Наверно поэтому, я даже не заметил, а после и не задумывался о том, как произошел переход от научной работы к работе на производственном предприятии. Скажем так, мне было комфортно работать.
- В вашей карьере был этап работы заместителем акима Актау, что позволило погрузиться в экономические и производственные процессы города. Кроме того, вы избирались депутатом городского и областного маслихатов. Как этот опыт помогает в вашей текущей роли директора подразделения комбината?
С 1 января 2021 года содержание реакторной установки БН-350 в безопасности финансируется из Республиканского бюджета. В 2021–2022 годах деньги поступали напрямую от Министерства энергетики, а с 2023 года, после передачи ТОО МАЭК в собственность Акимата Мангистауской области, финансирование идет через трансферты из бюджета страны. Наш персонал готовит документы для бюджетных заявок, осваивает средства и защищает отчеты. Опыт, накопленный в акимате и маслихате способствует в управлении и контроле этих процессов.
- Реакторная установка БН-350 - это особо важный объект исторического значения, который находится на выводе из эксплуатации. Какие работы ведутся в настоящее время?
Концепция вывода из эксплуатации реакторной установки БН-350 состоит из трех этапов:
- приведение в безопасное состояние для хранения;
- безопасное хранение;
- демонтаж зданий и захоронение отходов.
Сейчас мы на первом этапе, который делится на пять очередей строительства:
- Работа с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) завершена в 2010 году. Топливо выгружено, упаковано и перевезено для долгосрочного хранения.
- Обращение с жидко-металлическим теплоносителем. Часть работы сделана: натрий второго контура переработан, натрий первого контура очищен и хранится, предстоит дальнейшая переработка.
- Обращение с жидкими радиоактивными отходами (ЖРО). Самой актуальной задачей является приведение отходов в инертное состояние. За последние годы количество отходов удалось сократить почти вдвое.
- Обращение с твердыми радиоактивными отходами (ТРО).
- Подготовка зданий и сооружений к безопасному хранению.
4 и 5очереди строительства выполняются только после завершения 2 и 3.
- 6 октября 2024 года в Казахстане прошёл референдум по вопросу использования атомной энергии. По его итогам было принято решение о строительстве АЭС. Каково ваше мнение по этому поводу?
На сегодняшний день человеческий разум не придумал более стабильного, устойчивого, оптимального и относительно безопасного способа генерации энергии, чем расщепление атомного ядра. Поэтому у меня однозначное мнение, что для Казахстана строительство АЭС — это первостепенная необходимость. Чем быстрее построим, тем быстрее обеспечим перспективу экономического развития.
- Какие советы вы могли бы дать тем, кто только начинает профессиональный путь?
Главное — учиться выбранному делу самому, самостоятельно. Даже при поддержке любящих родителей, мудрых учителей и опытных наставников, без личного стремления и стараний невозможно стать профессионалом. Только сам человек учится, развивается и добивается успеха. Как говорится, каждый сам кузнец своего счастья.
Благодарим вас за увлекательную беседу и интересные, глубокие ответы. Было очень приятно пообщаться. Удачи вам и вашему коллективу в будущем!